Sātana advokāta piezīmes
skepse un infantilitāte
Hannai - bēdz! :) 
3.-Aug-2013 09:25 pm

Сегодня я хотел бы рассказать о такой разновидности преподавателей, как «девочка-отличница». Да-да, не студентов, а именно преподавателей, вы не ослышались. Дело в том, что, по моим наблюдениям, явление это становится все более распространенным. Причем распространенным до такой степени, что уже начинает становиться опасным. Опять же, оговорюсь, что речь поведу о гуманитарных вузах. Как у технарей – не знаю, но будет очень интересно узнать.

Слово «девочка» я взял в кавычки по двум причинам. Во-первых, принадлежать к этому виду могут преподаватели обоего пола. Однако девять из десяти – все-таки женщины. Во-вторых, на данный момент некоторые из них уже глубоко пенсионного возраста.

Начинается все обычно с девочки-отличницы без всяких кавычек. Старательной студентки, которая отличается завидным трудолюбием и упорством. Она неглупа, хотя звезд с неба не хватает. Свои «пятерки» получает в основном благодаря старательности и усидчивости. При этом отличные оценки для нее – практически самоцель, получить «пятерку» на экзамене гораздо важнее, чем действительно чему-то научиться.

Все, кто работал в школах и вузах, наверняка сталкивался с такими девочками. Многие преподаватели их очень любят. Они старательны, дисциплинированны, делают что скажешь и буквально заглядывают тебе в рот. Если девочка при этом еще и неглупа, то всеобщая любовь в преподавательской среде и водопад "пятерок" ей обеспечены.

Соответственно, после окончания вуза ей поступает предложение остаться в аспирантуре. Чтобы написать кандидатскую, гением быть не нужно, особенно в наше время, и старательная и упорная девочка пишет и защищает в срок вполне приличную работу. Она девочка, о деньгах ей думать не приходится (кормят родители, для девочки это вполне нормально), поэтому она может либо вообще не работать, либо работать за символическую плату на своем родном факультете. Она активно участвует в жизни кафедры, помогает принимать экзамены, выполняет общественные поручения. От этого ее любят еще больше. И, если на кафедре удачно открывается ассистентская вакансия, немедленно ей предлагают.

Вообще говоря, из «девочки-отличницы» получается идеальная школьная учительница, и вот там она точно была бы на своем месте. Но и среди преподавателей вузов такие «девочки-отличницы» были всегда. На любой более или менее крупной кафедре они не только уместны, но и необходимы. Они безропотно берут на себя все обязанности, которыми иногда брезгуют другие. Ведут кучу семинарских групп, возятся с двоечниками, редактируют сборники трудов. К студентам относятся с искренней симпатией, но время и силы тратят в первую очередь на отстающих. Студенты платят им взаимностью, но скорее любят, чем уважают. Точно так же скорее любят, чем уважают их коллеги. Звезд с неба в научном плане такая преподавательница не хватает, изредка публикует статью или небольшое учебное пособие. На большее нет ни времени, ни, откровенно говоря, способностей. В крупные научные проекты их обычно включают, но на все тех же вспомогательных ролях. Докторскую «девочка-отличница» обычно не защищает, до пенсии оставаясь доцентом…

Написал я это все и подумал, что весь предыдущий абзац надо бы перевести в прошедшее время. Потому что именно так ситуация выглядела в советские и ранние постсоветские времена. Сейчас она, по моим ощущениям, значительно изменилась.

Основной причиной стал кошмар, который происходил (и продолжает происходить) в течение последней четверти века в нашем образовании и науке. Целое поколение молодых перспективных ученых оказалось выбито в прямом и переносном смысле. Кто-то ушел в более прибыльные сферы, чтобы прокормить семью, кто-то уехал за границу, кто-то банально спился, не вынеся столкновения с жесткой постперестроечной реальностью. В итоге процент настоящих талантливых ученых, которые в прежнее время составляли становой хребет любой кафедры, резко снизился. Старые умерли или ушли на пенсию, молодые не появились. Их место во многих случаях заняли посредственности и откровенные халтурщики. Но работать-то кому-то надо! И роль «девочек-отличниц» стала стремительно возрастать.

Опять же, подчеркну: ко всем известным мне «девочкам-отличницам» я отношусь с искренней симпатией. Порой даже с глубоким уважением. Их есть за что любить и есть за что уважать, особенно пока они занимаются тем, что у них действительно хорошо получается. И, если на факультете в достаточном количестве имеются настоящие, серьезные ученые и специалисты, «девочки-отличницы» прекрасно сознают предел своих способностей и не рвутся изображать из себя авангард науки.

Однако такая ситуация встречается все реже и реже. Удельный вес «девочек-отличниц» в университетах растет. Вы спросите, что же в этом плохого? В конце концов, такой преподаватель намного лучше, чем откровенный халтурщик.

Лучше, разумеется. Но проблема в том, что «девочки – отличницы» не созданы для научного поиска. У них хорошо получается трансляция знаний, то есть схема «прочитал/выучил – грамотно изложил», которая в большинстве случаев требуется от студентов на экзамене. Они могут добросовестно выполнять поставленные кем-то другим задачи. Самостоятельно ставить цели и получать новое знание они, как правило, неспособны.

Например, если сфера деятельности «девочки-отличницы» - история, она может написать толстую монографию, основанную на многолетних архивных трудах. Там будет куча ссылок, все будет подкреплено солидным научным аппаратом. Но при этом никакого анализа, никаких оригинальных выводов, часто даже неспособность отделить главное от второстепенного. По большому счету, «девочка-отличница» будет писать по заветам позапрошлого века, рассказывая, «wie es eigentlich gewesen war» (с). Какие-то выводы в заключении, конечно, будут присутствовать – ведь этому «девочку-отличницу» учили в бытность ее студенткой – но, как правило, они будут носить откровенно беспомощный характер. Она не будет активно работать с источниками, «опрашивая» их, как завещали Блок, Февр и многие другие. Она станет рабыней источников, покорно повторяя то, что они ей говорят, без серьезной попытки не то что критически осмыслить, но и элементарно отсортировать информацию.

Так вот, отвечая на поставленный вопрос: ввиду дефицита настоящих крупных ученых «девочки-отличницы» все чаще начинают думать, что то, что они делают – это и есть наука. Защищают докторские диссертации, по сути являющиеся 500-страничными студенческими дипломами. Соответствующим образом учат студентов, поощряя зубрилок и косо глядя на тех, кто пишет интересные, но нестандартные работы. Собственно, переносят модель работы школьной учительницы в вуз, где она совершенно неприменима. В итоге на первый взгляд все работает замечательно, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что имеет место симуляция высшего образования и науки.

При этом сама "девочка-отличница", поскольку она все-таки неглупа, в глубине души смутно осознает, что что-то тут не так. И защитной реакцией все чаще становится мания величия, которая перечеркивает львиную долю ее положительных качеств.

Проблема, конечно, не в «девочках-отличницах» как таковых. С ними лучше, чем совсем без них. Проблема в том, что костяк научных коллективов – люди, серьезно и профессионально занимающиеся наукой – во многих случаях откровенно слаб, а кое-где отсутствует совсем. И рост числа «девочек-отличниц» не только не восполняет отсутствие этого костяка, но и кое-где способствует его дальнейшему размыванию.

Via: http://graf-moltke.livejournal.com/137362.html

Comments 
3.-Aug-2013 09:47 pm
Izlasīju, lasot māju ar galvu, pēc tam padomāju - ko ta māju ar galvu, neko no situācijas zinātnē taču nejēdzu, izņemot kaut kādus virspusējus vērojumus. Tad attapu, ka māju ar galvu, jo ierēdniecībā ir tas pats.
3.-Aug-2013 09:52 pm
stoop stoop - ierēdniecību lūgtum atstāt tādu kā ir - nedod dies ierēdņiem pieiet radoši teiksim likumu vai budžeta ievērošanā

tur lai paliek viss sausi un iekalti kā likumos paredzēts

cita lieta ir zinātne, vispār kaut kas līdzīgs man lika pamest dokturantūru
3.-Aug-2013 10:13 pm
Saproti jel, tas, ka dali numuriņus konservatorijas garderobē, ir ļoti cienījams darbs, ar kura palīdzību, iespējams, var pretendēt uz nopelniem bagāta kultūras darbinieka statusu. Tāpat man ļoti jāsmej par "viss sausi un iekalti kā likumos paredzēts". Kā domā, kas izstrādā visu jauno un ir izstrādājis veco normatīvo aktu lēveņus? Prezidents? Deputāti? Briesmoņi no Saturna?
3.-Aug-2013 10:17 pm
tad izpildvara kā ielas policists, kas nekad nekādīgi savādāk pie likuma nepieskarsies kā vienīgi lai ierakstītu atbilstošu pantu protokolā kaut kādīgi jānodala no tiem, kas likumus sacer un raksta kādas nebūt stratēģijas
4.-Aug-2013 04:34 pm
Šariātu ieviest un miers! Viss uzreiz skaidrs, likumus izdevis Allāhs!
14.-Aug-2013 12:04 pm - Pārfrāzējot zināmo teicienu
Nav svarīgi, kurš izstrādā - svarīgi ir kurš koriģē un apstiprina galīgo redakciju.
This page was loaded Nov 18. 2024, 3:33 am GMT.