Sātana advokāta piezīmes
skepse un infantilitāte
Februāris 5., 2014 
06:52 am - paralēles
Lasu RL, diskusiju "Izglītības nākotne". Trakoti interesanti, jo pašu ļoti interesē pašreizējais process pārejā uz vispārējo augstāko izglītību un universitāti kā iedzīvotāju apdiplmēšanas institūciju. Tikai atšķirībā no manis, kurš tajā saskata aš vai pasaules galu (kad mēs augām!), Volkovs un Ščedrovickis to skaidro drīzāk kā jaunas sistēmas sākumu, saglabājot līdzšinējo pamatprincipu 1% no visa kopuma. Man šķiet ļoti interesanti, jo nekādi nebiju iedomājies no šāda skatu punkta palūkot.

Vienīgais, kas šoreiz traucēja, bija Rītups, kurš nemitīgi maisījās sarunai pa visu, visu laiku cenšoties atgādināt, ka viņš ir filosofs un zina, kādai tai jābūt (it kā kāds viņa kompetenci apšaubītu), un nemitīgi cenšoties mainīt sarunas tēmu no izglītības uz tukšu verbālo pinpongu, tb disputu "kurš kuru iedzīs stūrī ar jautājumiem par ko citu". Piemēram, tikko kā Ščedrovickis, piemin "pasaules ainu", ilustrējot izglītības sistēmas pārmaiņas, tā Rītups pārtrauc diskusiju stāstot, ka pasaules ainas neesot, tā esot nevienam nevajadzīga prāta fikcija, neviens filosofs par to neinteresējoties. Nu un? Diskusija nav par to, ko saujiņa ļaužu, kas sevi vai kurus citi par filosofiem dēvē, saprot ar pasaules ainu.

Kungi neizpratnē palūkojas uz Arni, taču tā vietā, lai ignorējot viņu, turpinātu sarunu, pieklājīgi atbild uz viņa jautājumu/stāstījumu (jautājums bija klasiskā mūsu lokālās žurnālistikas manierē, kur jautājuma formā intervētājs izstāsta savus uzskatus) ar pieklājīgu "atšujies, nelaime", noformulējot to kā "šāds skatupunkts ir iespējams, taču tas noved pie ētikas neesamības". Bet Rītups nevar nomierināties - vai nu ierāvis bija, vai vienkārši pilnmēness, - un jūtas uzlēcis zirgā, bīdot sarunu no tēmas vēl tālāk, klasiskā "interneta filosofu" manierē (kur galvenais ir izraut no oponenta teksta kādu jēdzienu, kam atsevišķi nav saistības ar tēmu, un tad uzdot jautājumus tik ilgi, līdz tas sapinas atbildēs un jautātājs var sajusties gudrs): nafig tā ētika vispār vajadzīga? u.tml. Es Ščedrovicka vietā būtu klusējot viņā palūkojies un pievērsies sarunai ar Volkovu, taču viņš ir pieklājīgāks par mani, ļoti smalkjūtīgi norādot Rītupam, kas tas ar zābakiem ne tajā šķīvī iebridis: "to mēs ar tevi varam apspriest atsevišķi". Tas viss ļoti kaitināja. Neracionāli izmantota iespēja. Šķiet, pirms iesiešu šo numuru (esmu sācis iesiet RL gadagājumus, lai atsevišķi numuri kur neaizklīst), nāksies šajā rakstā ar marķieri aizkrāsot Rītupa tekstus, lai netraucē pašu diskusiju lasīt. Bet šķita tāds jauks cilvēks.
03:53 pm - Из дневника баронессы С. В. Фрейтаг фон Лорингофен - 1
31 декабря 1918 г.
Сегодня канун Нового Года, какой печальный для нас всех. В городе страшная паника. Слухи о приближающейся красной армии встревожили всех. Из имений всё устремилось в город. Поезда один за другим уходят, увозя несчастных беженцев. Последние части немецкой оккупационной армии ушли утром. Немецких солдат почти не видно. Так называемая «Железная дивизия" частью тоже ушла, меньшая часть еще вместе с ландвером172 на фронте. Перед уходом немецких частей можно было часто видеть на улицах, как немецкие солдаты продавали свои ружья латышам. Пока еще один Балтийский ландвер частью на фронте, частью в городе старается поддержать порядок. С приближением внешнего врага и внутренние большевики подняли головы. В казармах взбунтовалась целая латышская часть ландвера. Она была усмирена по требованию английского адмирала Нельсона временным латышским правительством. Расстреляно десять зачинщиков. Два английских крейсера еще находятся в Рижском порту; латышское временное правительство тоже пока еще в городе.
В четыре часа дня везде в городе появились расклеенные объявления за подписью адмирала Н. и латышского временного правительства о том, что слухи о приближении к Риге целой красной армии лишены всякого основания; те небольшие отряды, которые замечены были в различных местах, суть не что иное, как отдельные разбойничьи банды, которые частью рассеяны, частью уничтожены нашими храбрыми добровольцами. В заключении английский адмирал обещает населению полную безопасность, ссылаясь на присутствие английских кораблей. Население ожило, и многие, имевшие билеты на пароходы, вернули их или переуступили, решив, что, пожалуй, паника преждевременна и, как всегда, у страха глаза велики. Я лично думаю, что дни Риги сочтены. Мои belles-soeurs173 со всеми детьми уже три дня как покинули город и уехали в Германию, мужья их пока в ландвере.
teksts )
03:56 pm - Из дневника баронессы С. В. Фрейтаг фон Лорингофен - 2
20 января.
В 6 часов утра бомбой к нам в спальню влетела Юлия и выпалила, что в доме уже опять идут обыски. С моей больной сделалось дурно; причиной оказались четыре великолепные серебряные вазы, принесенные вчера ее племянницей из соседней квартиры и теперь находившиеся в шкафу в ее комнате. Терять нельзя было ни минуты; положили их в простой мешок и засунули с помощью кухарки Эммы в кухне в мусорный ящик. Вскоре пять вооруженных латышей заявились к нам в квартиру, и начался обыск. В буфете было еще оставлено кое-какое серебро, которое ими было взято. Смотрели всюду - в шкафах, столах, но ничего особенно не перерывая; пробовали диваны и кресла. Так переходила они из комнаты в комнату. Около моей кушетки-сокровищницы стояла прикрытая занавесью 30-фунтовая жестяная банка с кофеем, они заглянули и под кушетку, но банки около не заметили. В общем, искали благодушно, хотя все пятеро были латыши. Пока они делали обыск у Штр., где забрали весь табак и сахар, я прошла в кухню, чтоб перенести драгоценный мешок в комнату, но Эмма уже по собственному почину меня предупредила. Обыск кончился более чем благополучно. М. напоила их в кухне кофеем. Из запасов они взяли сравнительно тоже не так много. Только вино взяли всё, оставив несколько бутылок, по моей просьбе, старикам. Вино, по-видимому, и табак их особенно любезно настроили. Без всякого сомнения, что всё это они национализировали исключительно в свою пользу. Итак, мы расстались дружелюбно. После их ухода, улучив удобный момент, я снесла две вазы вниз к В. Но две другие старушки хотели оставить у себя, ссылаясь на то, что обыск был и так хорошо сошел, что теперь нам бояться ровно нечего. Я им не противоречила. В пятом часу зашла к Д., она уже была на ногах и работала. Возвращаясь домой, я встретила у нас во дворе штатского, лицо которого мне показалось знакомым. Он скрылся в другом подъезде нашего дома. Уже поднимаясь по лестнице, я вспомнила, где я его видела; это был один из пяти делавших у нас утром обыск. Весь вечер я не могла отделаться от неприятного чувства, произведенного этой встречей. У больной сидели как раз гости и, узнав, что у нас уже был обыск и сошел благополучно, собирались нам завтра прислать уйму вещей. Потом, прощаясь с ними, я просила их завтра еще ничего не присылать. Старушка моя удивленно на меня посмотрела, но ничего не сказала. Уже лежа в постели, я все еще думала о неприятной встрече.
teksts )
03:59 pm - Из дневника баронессы С. В. Фрейтаг фон Лорингофен - 3
30 марта.
Буквально везде, куда ни сунешься, везде один ответ - нет свободных вакансий. Зашла Д., она уже девять дней работает в больнице. Работа тяжелая, исключительно ночью. Питание ужасное, одно хорошо - один фунт хлеба обеспечен каждый день. Она обещала поговорить со ст. сестрой относительно меня. Вид у нее очень утомленный, и похудела она очень; я на нее произвела такое же впечатление. Она осталась у нас к обеду, который состоял из стакана черного кофе и овсяных блинчиков. Н. была за хозяйку и со свойственным ей юмором брала всё с комичной стороны. Я, к сожалению, должна была опять прилечь, так как боли ужасные…

teksts )
04:03 pm - Из дневника баронессы С. В. Фрейтаг фон Лорингофен - 4
22 мая.
Утром перед уходом мне пришлось быть в канцелярии, где я была свидетельницей следующего разговора по телефону: «Вы что же, хотите устроить опять мартовскую панику?.. Поверьте, что эти трусы врут… у нас этих сведений не имеется». Я вышла. Всю дорогу опять пешком домой. Канонада беспрерывно и близко где-то. Что же это такое? А если трусы не врут! В городе всё спокойно, никакого волнения не замечается. Придя домой, рассказала обо всем Наташе. Она решила сходить в город на разведку, а я легла спать. Люша читал у стола. Долго ли я спала - не знаю. Проснулась я от возгласа Люши: «Муся, hoerst deutsches Kommando?" Я открыла глаза. Что это было во сне? Люша лежал на окне и продолжал кричать: «Муся, Муся, смотри». Один момент, и я была около него. Перегнувшись в окно, мы увидели, - Боже, глазам не верится! - отряд в немецких Feldgraue, в касках, с ружьями шел по нашей улице.
Поминутно раздавались выстрелы. По улице бежали люди в противоположную сторону, некоторые останавливались и поднимали руки, очевидно сдавшиеся большевики. Через пять минуть всё, что было в доме - стар, млад, интеллигент, простолюдин, богатый, бедный - выбежало на улицу встречать своих спасителей. Они еще нам кричали не выходить, подождать, запереть двери и окна, так как еще идет стрельба, но никто не обращал внимания на эти предостережения. «Спасены», - вырвался, как один, крик из сотен грудей. Плакали и смеялись от радости, увидев трех из ландсвера. Я подбежала узнать, где мой муж и beau-frere. «Идут, все идут», - весело подтвердили они. Поручив Люшу хозяйке, я с прибежавшей сияющей Наташей, конечно, предварительно обнявшись и расцеловавшись, отправилась в город. Еще везде стреляли, и поминутно приходилось укрываться в подъездах и за выступами. По Суворовской и Александровскому пр. люди, лошади, обозы, - всё это смешалось в одну беспорядочную обезумевшую массу, старавшуюся уйти. Немецкие части их преследовали.
На улице показался автомобиль с военным начальством и быстро промчался; за ним следовали другие с солдатами. «Мантейфель, Мантейфель, - раздалось со всех сторон. Он торопится в тюрьму на спасение заключенных. В одну тюрьму ему удалось еще вовремя поспеть и всех спасти, но в другой большевики многих успели уже в последний момент перед уходом расстрелять. Роковая пуля одной из «Flintenweiber» сразила и самого храброго Мантейфеля, который действительно проявил энергию и смелость, рисковал жизнью, влетая со своим автомобилем в занятые еще большевиками части города для спасения несчастных заключенных.
Вся Рига была на улице, встречая своих спасителей. Когда же по улицам потянулись обозы, повозки, походные кухни, общий вздох облегчения вырвался из тысяч грудей. Благодарностям и восторгу не было границ. Здесь можно было увидеть трогательные картины встреч матерей со своими сыновьями, мужей с женами. Мы тоже искали своих, но напрасно. Избегав улицы, мы наконец решили идти домой. На площади ярко горели памятники большевиков. Усталые и счастливые, вернулись мы домой. Наташа отстала купить у солдатика папирос, а я поднялась к нам в комнату и принялась с Люшей приготавливать чай. Он уже несколько раз бросался мне на шею. Вскоре прибежал Саша; мы весело болтали, когда вдруг по лестнице раздались быстрые шаги, дверь открылась, послышался Наташин голос: «Смотри, кто». Момент, и я лежала в объятиях мужа. Радость и счастье трудно передать. За ним стоял Б. - «А Дэзи?» Рассказав ему в коротких словах всё, мы сели в стоявший внизу автомобиль и поехали в больницу. Кроме небольшого числа персонала, все бежали. Больных, кроме тех, что были сильно ранены, не оказалось ни одного налицо. Вся больница как бы вымерла. Я вошла первой к Д., она повернула ко мне свое безучастное бледное личико, когда же за мной показалась фигура Б., она вдруг поднялась как от электрического тока, напряженно в него всматриваясь. Затем, протянув к нему руки, она радостно, почти шепотом произнесла имя Б. Он был уже на коленях у ее кровати и теперь уже крепко держал свою Д. Решено было ее завтра перевезти в город. Радость Саши и всех нас не поддается описанию. Вошедший врач сердечно поздравил нас с чудесным спасением и преподнес на память приказ о нашем аресте на 23 мая. Еще всё не верится счастью!

Nezinu, cik korekti teksts digitalizēts no Фрейтаг, Стефания Валентиновна фон Лорингофен, баронесса . Из дневника. // // Архив русской революции: Т. 2. - М. , 1991. - C. 194-226 (Современник: Москва, 1991)
Via: http://www.e-reading.co.uk/chapter.php/142495/65/Volkov_-_Krasnyii_terror_glazami_ochevidcev.html#FbAutId_169

Visus "Архив русской революции" sējumus var lejuplādēt te: http://ldn-knigi.lib.ru/R/RussArchiv.htm
This page was loaded Nov 18. 2024, 10:30 pm GMT.