Adon ([info]lord) rakstīja [info]dorians kopienā,
@ 2003-11-08 16:18:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Mūzika:Lacuna Coil - To Myself I Turned

Обрученные со Смертью
"Кто ты, искристый Дух", -
Подумала девочка вслух
И навеки пленилась игрой
Прозрачной, летящей той.

И повел он ее за собой,
Освещая путь льдистой звездой,
Она шла, обратившись в слух,
Мир реальный бледнел и жух,

Обратясь в манекены, распался,
Дух искристый сверкал и смеялся
И иной он ей мир подарил,
А мир старый ее схоронил.

Одна из известных психологов, последовательница К.Г.Юнга, Кларисса Эстес в книге "Бегущая с волками" назвала эту таинственную фигуру из женских снов и фантазий "природным хищником души". Этот Некто является как жених или похититель, чтобы, завладев женщиной, увести ее с собой от мира и людей, а в худшем случае - и убить. Нам он известен, пожалуй, лучше всего по балладе Жуковского о Светлане, которой снится страшный сон о женихе-мертвеце. Такие "сны" снятся женщинам повсеместно. "Природный хищник души" преследует женщину во сне и наяву, и нам, чтобы быть во всеоружии, полезно познакомиться с ним поближе. Ведь то, что знакомо, не так опасно, более того, как многое в природе оно может оказаться не только губительным, но и спасительным. Поэтому пойдем этому Таинственному Незнакомцу навстречу, чтобы рассмотреть и его ловушки, и его дары.

Наверное вам знакомы девушки, которые очень долго (лет до тридцати) ждут своего "принца", поэтому если и выходят замуж, то, как правило, неудачно. Сетуя на своих прозаических мужей, они продолжают ждать Мужчину-Героя. Они чаще всего плохо разбираются в мужской психологии и физиологии, считая своего мужа "грубым животным" и деля всех мужчин на "козлов" и "принцев" (в ранг последних при этом чаще всего попадают не мужчины из реального окружения, а кино- и шоу звезды). Что же касается своей собственной физиологии, то такие "вечные девы" полагают это настолько "низким" предметом, что со стороны производят впечатление брюзгливых недотрог, напичканных ханжеством и предрассудками столетней давности. А все потому, что в детстве их женственность и сексуальность были похищены "природным хищником души". И с тех пор они обручены со Смертью: не живя реальной жизнью, ее страстями и заботами, не любя реальных людей вокруг себя, такие женщины пребывают в неком подобии сомнамбулического сна, раскрашенного картинками из мыльных опер и любовных романов.

Есть и другой тип женщин, которые внешне кажутся весьма преуспевшими в жизни. Как правило, у них блестящая карьера, в школе они были отличницами, ВУЗ (а то и несколько ВУЗов) закончили с отличием, начальники их любят, подчиненные - уважают, коллеги видят в них хороших специалистов. Они практичны, умны, сообразительны. Они казались бы слишком "мужественными", если бы не их чарующая женственность, в которой всегда есть доля недоступности. И, однако, несмотря на весь свой ум, иронию, общительность и обаятельную женственность, кажется, что мужчины всегда удерживаются ими на некоторой дистанции, причем ни тем, ни другим не понятно, откуда эта дистанция берется. Нарисованный портрет, казалось бы, меньше всего подходит Невесте Смерти, но и эти чудесные во всех отношениях женщины опалены (или, может быть, лучше сказать "охлаждены") ее дыханием.

"Жених-мертвец" довольно распространенный образ в фольклорном и сказочном материале. То, что Невеста часто оказывается спящей "мертвым" сном (иногда для полноты картины в гробу или саркофаге) - тоже весьма распространенный сюжет. В сказках Смерть появляется не только в женском, но и в мужском обличье. Из текстов современных писателей можно привести фантастическую сказку Р.Брэдбери, у которого Смерть является в облике прекрасного юноши.

Жених-смерть, или жених-скелет - это та психическая сила, которая уводит женщину из реальной жизни и, в первую очередь, из жизни сексуальной, как бы парализуя ее женскую чувственность и эротичность. Женщина, попавшая под его чары, оказывается словно оторванной от своего тела, от его радостей и горестей, она как бы слегка развоплощена, или как будто ее "голова" оторвана от "тела", словно ее душа витает где-то в "других краях". Эти "другие края" - вотчина Жениха-Смерти. Они могут быть сказочно прекрасными и манящими, сулящими особые неведанные наслаждения, более поэтичные и утонченные, чем предлагает обычная повседневная жизнь. Смерть поет прекрасные песни, говоря: "Я навею тебе сны, яркие как радуга, благоуханные, как клеверные поля. Только не оборачивайся назад, не просыпайся, забудь о проблемах и заботах. Все решится само собой. Ты слишком хороша, чтобы мараться в "грязи" обыденной жизни. Ты достойна быть принцессой, да ты и есть принцесса в моем царстве". И женщина невидит, как проходят дни, как она стареет, не узнав ни страсти, ни ненависти, как становятся чужими родные дети и муж или что вообще уже поздно заводить и детей, и мужа. В волшебных садах Смерти время течет иначе, год кажется минутой, и когда женщина наконец-то приходит в себя, оказывается, что жизнь прошла. Одна моя знакомая так описала своего Таинственного Незнакомца:

"У меня был очень яркий сон. Я увидела странного сутуловатого человечка, в старомодном цилиндре и накидке, как носили в девятнадцатом веке. Он расхаживал взад вперед и произносил вычурные монологи, которые мне казались очень интересными и важными. Мне казалось, что этот человечек - квинтэссенция мудрости, знаний, что он знает все на свете. Сама себе я показалась глупой девчонкой, которая недостойна присутствовать тут и слушать его прекрасные речи."

Это человечек - одно из воплощений Таинственного Жениха, он завораживает слух женщины, пока та не потеряет бдительности. Потом он уводит ее в свое царство. Однако этот сон говорит и о том, чем драгоценен опыт общения с подобными незнакомцами.

Если юнгианцы называют женскую "половину"" мужской души Анимой ("душой"), то для мужской "половины" женской души у них другое название - Анимус ("дух"). Это дух - начало рассудительности, критичности, способности выносить суждения и строить мнения, он также представляет собой готовность участвовать в социальной жизни, бороться за социальные ценности и идеи. Анимус женщины (ее мужское начало) - это не только интеллект, но и возможность выстраивать социальные отношения. Однако и то, и другое можно испортить. Как и Анимой, Анимусом можно злоупотребить. Тогда все ценные дары выхолащиваются: рассудительность становится мелочной щепетильность; критичность вырождается в критиканство и желание судить всех и вся; внимательность к человеческим отношениям превращается в жажду контроля и проверки; способность выносить свое мнение и оценку становится мнительностью и обидчивостью.

И вот при не должном обращении с Анимусом, он дичает, "звереет". И начинает вести себя как разбойник и проходимец. Поэтому очень важно быть с Анимусом в добрых отношениях. Но очень часто женщины оказываются наследницами своеобразного "родового проклятья": из поколения в поколение, от матери к дочери передается дурная манера общения с Анимусом. В этом нет никакой мистики, но последствия подобного отношения такими женщинами понимаются и оцениваются с точки зрения черной магии и мистики, что тоже является следствием их нарушенного контакта с Анимусом. И "порочный круг" замыкается, они оказываются пленницами и заложницами заколдованного Царства.

Но "природный хищник души" - искаженный и "озверевший" аспект Анимуса - опасен только при неправильном подходе к возможностям мужской "половины" женской души. При правильном же обращении, Анимус оказывается очень важной и полезной психической силой. Он помогает женщине не только в ее интеллектуальных занятиях, но и в ее социальных делах (будь то организация "кружков" или участие в большой политике). Он оказывается мудрым наставником и учителем, помогающим сформировать правильное мнение о людях и о себе самой, а также той силой, энергией, которая придает жизни блеск и занимательность экзотического путешествия. И его лицо из страшной маски Жениха-Смерти может стать лицом друга и советника, готового всегда прийти на помощь.



(Lasīt komentārus)

Nopūsties:

No:
Lietotājvārds:
Parole:
Ievadi te 'qws' (liidzeklis pret spambotiem):
Temats:
Tematā HTML ir aizliegts
  
Ziņa:
Neesi iežurnalējies. Iežurnalēties?