Petrovichs ([info]petrovichs) rakstīja,
@ 2009-01-02 10:11:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Par ekonomiku. Gari.

Аригато, Обама-сан

По мере приближения 20 января планы Барака Обамы по поводу предстоящих расходов растут не по дням, а по часам: дороги, мосты, льготы для безработных. Согласно последним слухам, в ближайшие несколько лет на стимулирование экономики может быть потрачено $1 трлн., и политический класс находится в ожидании чудесного исцеления. Идея хороша, но отнюдь не нова. Механизм "подкачивания экономики" в период рецессии, предложенный Кейнсом, использовался неоднократно, и его роль в стимулировании экономики преувеличена. Чтобы увеличить расходы, правительство должно где-то взять на это средства, например, из частного сектора за счет увеличения налогов или посредством заимствования. Общественные работы всегда менее продуктивны, чем частные инвестиции.
Похоже, что в Век Обамы нам суждено будет заново выучить уже пройденные когда-то уроки. Итак, в этой статье мы решили пересказать историю последней крупной страны, попытавшейся выбраться из рецессии за счет увеличения расходов, а именно историю Японии во время "потерянного десятилетия" в 1990-е годы. В 1992 году перед премьер-министром Японии Киити Миядзава стояла проблема падающих цен на недвижимость и фондовых рынков, которые за три года упали на 60%. Либерально-демократическая партия господина Миядзава была избрана на второй срок после того, как пообещала, что с помощью увеличения расходов Япония заработает себе статус "образцовой сверхдержавы". И так страна начала проводить у себя великий эксперимент Кейнса.
Август 1992 г.: 10.7 триллионов иен (85 млрд. долларов). Япония провела крупнейшую в стране операцию по стимулированию экономики, в рамках которой 8.6 трлн. иен должно было пойти на общественные работы, 1.2 трлн. - на увеличение кредитных лимитов для малых и средних предприятий и 900 млрд. - на создание Банка развития Японии. Программа была принята в декабре, но инвестиции продолжали сокращаться, а безработица - расти. К концу года отношение долга к ВВП в Японии достигло 68.6%.
Апрель 1993 г.: 13.2 триллиона иен. По обменным курсам дня это была колоссальная сумма - $117 млрд., которая опять таки в основном пошла на общественные работы и малый бизнес. Токио погрузилось в предвыборную гонку, экономика осталась в стороне, и правительство проиграло. Новый премьер-министр Морихиро Хосокава в целях стимулирования роста внедрил снижение налогов, дерегулирование и децентрализацию. Но мере ухудшения состояния экономики (ВНП с учетом инфляции упал на 0.5% в период с апреля по июнь) политики забили в набат, требуя финансовой помощи.
Сентябрь 1993 г.: 6.2 триллионов иен. Г-н Хосокава пошел на компромисс и выделил $59 млрд. на стимулирование экономики, а также провел небольшое дерегулирование. Он отказался от плана сокращения подоходного налога. В программу вошло 2.9 триллионов иен на внутреннее финансирование под низкую процентную ставку, 1 триллион иен на "социальную инфраструктуру" и еще триллион на предпринимательский сектор. Экономика осталась глуха. К концу года отношение долга к ВВП в Японии достигло 74.7%.
Не напоминает ли вам это чего-то? Дальше - больше.
Февраль 1994 г.: 15.3 триллионов иен. Эта программа включала в себя 5.8 триллионов на снижение подоходного налога, 7.2 триллионов на государственные инвестиции, 1.5 триллиона на малый бизнес и поддержку рынка труда, 500 млрд. на покупку земель и 230 млрд. на модернизацию сельскохозяйственного сектора. Снижение подоходного налога было временным явлением и действовало только в течение 1994 года. Экономика остановила свое развитие, и премьер-министр Хосокава подал в отставку на фоне коррупционного скандала. К концу года отношение долга к ВВП в Японии достигло 80.2%.
Сентябрь 1995 г.: 14.2 триллионов иен. Социалистическое правительство Томиити Мураяма с неустойчивой коалицией выделило немыслимую сумму в размере $137 млрд., из которой 4.6 триллионов должно было пойти на общественные работы, 3.2 триллиона - на покупку государственных земель, 1.3 триллионов - на ссуды коммерческим предприятиям и др. Г-н Мураяма подал в отставку в начале 1996 г., а в июне премьер-министр Рютаро Хасимото согласился увеличить потребительский налог с 3% до 5%, начиная с апреля 1997 г., чтобы сократить дефицит бюджета.
В 1994 и 1995 Япония потратила 3.1% и 2.9% от своего годового ВВП, и экономика действительно отреагировала умеренным ростом, который длился около 2-х лет (благодаря снижению процентной ставки ЦБ). Отношение долга к ВВП достигло 87.6%
Апрель 1998 г.: 16.7 триллионов иен. Когда рост снова начал замедляться, вновь избранное либерально-демократическое правительство вернулось к испытанным методам: 7.7 триллионов на общественные работы. В общую программу стоимостью $128 млрд. также вошло 2.3 триллиона на избавление от проблемных кредитов. Правительство выделило четыре триллиона иен на временное снижение подоходного налога (снова!) со сроком на два года. Г-н Хасимото подал в отставку в июле после того, как избиратели выразили свое недовольство.
Ноябрь, 1998 г.: 23.9 триллионов иен. В попытке хоть как-то расшевелить экономику премьер-министр Кеидзо Обути в отчаянии выделил самую большую сумму, когда-либо выделяемую правительством Японии, в размере $195 млрд. В нее входило 8.1 трлн. на социальные общественные работы, 5.9 трлн. на ссуды коммерческим предприятиям, один трлн. - на программы по созданию рабочих мест, 700 млрд. наличными в помощь 35 млн. семей и др. К концу года отношение долга к ВВП в Японии достигло 114.3%.
Ноябрь, 1999 г.: 18 триллионов иен. Правительство Обути делает последний рывок и тратит 7.4 трлн. иен на поддержание бизнеса, 6.8 трлн. - на проекты социальной инфраструктуры, например, на телекоммуникационные проекты и проекты по окружающей среде, и 2 трлн. иен - на ипотечные займы, помимо всего прочего. Отношение долга и ВВП достигло 128.3%
Экономический рост Японии в течение этого десятилетия был очень низкий, в то время как национальный долг сильно увеличился (см. график). Единственное, что помогло экономике восстановиться в этот период, так это рефляция и решение премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми приватизировать государственные активы и вынудить банки признать свои безнадежные долги. Однако последние правительства свели на нет все реформы Коидзуми и принялись снова тратить деньги. Но в Японии дороги действительно лучше.
Теперь нам говорят, что аналогичная программа расходов (очередной "Новый курс") вернет американскую экономику к жизни. Как там будет по-японски "желаем удачи"?

По материалам The Wall Street Journal


(Lasīt komentārus)

Nopūsties:

No:
( )Anonīms- ehh.. šitajam cibiņam netīk anonīmie, nesanāks.
Lietotājvārds:
Parole:
Temats:
Tematā HTML ir aizliegts
  
Ziņa:

Gandrīz jau aizmirsu pateikt – šis lietotājs ir ieslēdzis IP adrešu noglabāšanu. Operatore Nr. 65.
Neesi iežurnalējies. Iežurnalēties?