Ограничения моей системы ценностей
Познакомив почтеннейшую публику со своей Системой Моральных Ценностей (СМЦ), я хотел бы теперь описать пределы применения этой системы, пределы могущества богов Истины и Добра внутри меня. Я хочу показать место СМЦ в моей Системе Ценностей (СЦ) вообще. Ведь СМЦ - это только часть СЦ.
Я хотел бы отметить следующее:
Я осознаю свою СМЦ не как нечто "данное свыше"; не как нечто сакральное, священное, неприкасаемое.
Я осознаю свою СМЦ - просто как одну из своих ценностей. Как свой, личный интерес в этом мире. Как то, что соответствует моей природе.
Моя СМЦ вообще возникла как результат самоанализа. Само её происхождение - изнутри, а не извне меня - говорит о том, что скорее она подчинена мне, а не я ей.
Именно поэтому в своё время я отвергал определение себя, как религиозного человека. Несмотря на наличие внутреннего ощущения "греховности" нек-рых поступков, несмотря на наличие у себя некоей СМЦ, я:
- 1. не претендую на универсальность моей СМЦ.
Я не готов её навязывать всем окружающим. Я готов "отпускать с миром" "неверных".
Я ощущаю свою СМЦ как нечто прежде всего моё личное.
Я вижу, что большинству окружающих моя СМЦ нафиг не сдалась.
Я, пожалуй, ощущаю их в связи с этим людьми "греховными".
Но я вижу, что у меня нет никаких оснований рассчитывать на то, что они заменят свои СМЦ моей. Моя СМЦ - противоречит их природе, их интересам, их сформированным уже и вполне эффективным системам ценностей.
Они хотят прежде всего счастья. Имеют право.
Если это их счастье будет замешено на Вранье - это вполне их устроит. Главное - Счастье, методы его достижения их не столь уж волнуют.
И их можно понять. Это природа Homo Sapiens. Они живут вполне в согласии со своей животной природой. А я - со своей. Она у меня чуть иная.
2. Я осознаю иррациональность своей своей СМЦ. Притом, что иррациональность - сама по себе менее ценна для меня, чем рациональность.
Моя СМЦ для меня - это просто моя привычка реагировать на мир. Мой набор эмоциональных реакций. Набор уже сложившийся, стойкий. Мне неохота его менять. Мне интересно жить с ним.
Моя СМЦ для меня - это просто моя особенность. Она важна для меня также, как мне важна была бы моя трёхрукость или одноногость, обладай я таковыми качествами.
Я ощущаю свою СМЦ не как нечто данное мне моим разумом (а он, разум - это высший авторитет для меня). А как нечто данное мне от природы. Пусть и приобретённое воспитанием даже, но всё равно уже настолько въвшееся в меня, что этого уже не вытравить. С этим - со своей СМЦ - я ощущаю себя вынужденным мириться. И получать от этого удовольствие по возможности.
3. Я допускаю изменчивость своей СМЦ.
Я проверяю её на прочность, экспериментирую с ней.
Мой Разум, мой высший авторитет всегда готовый усомниться во всём, сомневается периодически и в моей СМЦ. Я готов теоретически допустить, что когда-нибудь он её добьёт Заставит её измениться.
Но пока что - она стоит как скала