Lord Andrey de Initio ([info]lord_andrey) rakstīja,
@ 2003-10-03 21:49:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Mūzika:Lacrimosa - Reissende Blicke

Унисекс (А.Б.Орлов)
Пол человека образован сложноорганизованной совокупностью признаков, различающих индивидов, обладающих разной половой принадлежностью. Обычно эти признаки подразделяются на первичные (половые органы как таковые) и вторичные (непосредственно не связанные с функцией продолжения рода и деторождения). Вторичные половые признаки (понимаемые в широком смысле), отличая мужчин от женщин, распределены в обширном диапазоне, включающем особенности строения тела, соотношение мышечной и жировой ткани, характер волосяного покрова, особенности психики и голоса, манеру одеваться и украшать себя. И первичные, и вторичные половые признаки существуют как оппозиционные свойства, существующие в соответствующих континуумах, дифференцирующиеся и концентрирующиеся на полюсах маскулинности и фемининности.

Вместе с тем, как нам представляется, можно говорить и о третичных половых признаках - т.е. о таких свойствах телесной и психической организации человека, которые, представляя собой выраженные маскулинные и фемининные черты, существуют одновременно, образуя своего рода смесь, существующую в одном индивиде. Выраженность таких третичных половых признаков освобождает человека от постоянной зависимости от человека другого пола (своей половины, своей сексуальной тени) и от собственной неполноты, односторонности. Оформление и существование первичных и вторичных половых признаков позволяет человеку заниматься "внешним сексом" и только третичные половые признаки дают ему возможность "внутреннего секса", замыкают внутренний контур циркуляции либидо.

Секс, сексуальные отношения между мужчиной и женщиной - одна из главных тем, занимающих как индивидуальное, так и общественное сознание на протяжении тысячелетий. Одна из очевидных тенденций развития, наблюдаемая время от времени в данной сфере - явное сглаживание и выравнивание признаков мужественности и женственности, мускулинности и фемининности, гендерных различий в целом - так называемый "унисекс". Эта тенденция, вновь обозначившаяся в последние 1,5 - 2 десятка лет, проявляется прежде всего в области господствующих представлений о том, что именно является сексуальным в облике мужчин и женщин. На смену Macho&Sexy, персонифицированных, например, такими секс-символами прошлого века как Жан Марэ и Мэрилин Монро, все большую популярность приобретает существо фактически лишенное явных признаков своей гендерной принадлежности. Считающиеся сексуальными мужчины становятся все более женственными, тогда как сексуальные женщины приобретают все больше мужских признаков. Изменения та!
кого рода затрагивают моду, речь, формы самоподачи в обществе, профили личностных черт, свойст и качеств (таких как сензитивность и агрессивность, стрессоустойчивость и толерантность, решительность и коммуникабельность) и даже антропометрические свойства (рост, вес, характер скелетной мускулатуры, вторичные половые признаки в узком их понимании и т.д.).

В этой связи уместен вопрос: о чем свидетельствует унисекс как тенденция к унификации сексуальных образов мужчин и женщин? Чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала задать более общий контекст взаимоотношения полов, взаимоотношения HE&SHE. С одной стороны бесспорен биологический смысл этого взаимоотношения - воспроизводство и сохранение самого вида Homo sapiens. С другой стороны, можно предположить существование некоего генетического смысла в данной сфере. Иными словами, можно предположить, что существует изменение, развитие, эволюция в самом взаимоотношении полов, что мы имеем дело с сексом не только как с сугубо биологической и стало быть константной формой отношений между мужчинами и женщинами, что сами эти отношения не остаются фиксированными, могут изменяться, развиваться (либо эволюционируя, либо инволюционируя). Вот этот второй (динамический) - в отличие от первого (статического) - аспект взаимоотношения полов и представляет для нас наибольший интерес.

Итак, на первый взгляд, в сфере секса, сексуальных отношений мы видим две отчетливые тенденции. Первая из них - это тенденция к явной дифференциации и оппозиции полов (Macho&Sexy), тогда как вторая, напротив, проявляется в их отождествлении (unisex).

Каковы же взаимоотношения между этими явно противоположными тенденциями? Можно сказать, конечно, что наблюдаемая время от времени смена одной тенденции другой - это лишь проявление колебаний моды, действующей здесь точно таким же образом как и в других областях, заставляя нас, например, время от времени изменять ширину брюк или форму туфель. В этом случае современный унисекс - лишь следствие очередного колебания "маятника" моды, за которым неизбежно придет очередь новым Macho&Sexy.

"Ничто не ново под Луной" - это успокаивает. Однако, если сравнить унисекс разных периодов истории, то придется признать, что эта "мода" не просто повторяется, она явно усиливается. Никогда раньше мы не встречали такого нивелирования образов мужчин и женщин. И это обстоятельство особенно бросается в глаза, если мы посмотрим на группу современных подростков.

Итак, унисекс крепчает... На чисто биологическом (соматическом) уровне выраженный унисекс наблюдается только в случаях явных нарушений биологической (натуральной) основы пола, например, при гормональных расстройствах или хирургических вмешательствах. В норме, напротив, обнаруживается дифференциация полов - дуосекс.

Все сказанное позволяет предположить, что есть нечто в современной культуре эпохи постмодерна, в современной социальности в целом, что работает против дифференциации половых ролей и половых идентичностей. Атрадиционализм, эгалитарность, либерализм, толерантность - все эти характерные ценности современного общества имеют явную унисексуальную компоненту.

Вместе с тем, как известно, есть два диаметрально противоположных типа реализации унисекса, когда половая идентификация человека представляется неоднозначной. С одной стороны, это гермафродитный тип, когда маскулинные и фемининные составляющие сочетаются таким образом, что человек утрачивает сексуальный потенциал (энергию либидо), свою потенцию, креативность и продуктивность в целом. С другой стороны, - это андрогинный тип унисекса, при котором мужское и женское начала сочетаются в человеке таким образом, что сексуальность и продуктивность человека не только подвергаются явной стимуляции, но и существенному преобразованию.

Иначе говоря, более пристальное рассмотрение унисекса обнаруживает два его различных типа - гермафродитный унисекс и андрогинный унисекс. Первый из них связан с неадекватными искажениями и извращениями исходного облика человека (как, например, в случаях его явной инфантилизации или гротескной примитивизации при гомосексуализме и трансвестизме). Напротив, второй тип - андрогинный унисекс проявляется в усилении и амплификации своих составляющих. Этот тип мы неизменно встречаем в случаях наивысших творческих достижений (Леонардо да Винчи). Однако, пожалуй, самыми яркими примерами такого андрогинного типа унисекса в истории человечества являются личности Гаутамы Будды и Иисуса Христа.

Подведем общий итог: унисекс - сложное явление, в котором смешаны качественно различные - негативные и позитивные типы развития сексуальности человека. К сожалению, приходится констатировать, что унисекс в его современном массовом проявлении - это свидетельство инволюции и дегенерации отношения HE&SHE; подлинный смысл унисекса заключен в глубинной интеграции маскулинных и фемининных составляющих индивида, в его производстве и становлении в качестве целостного и цельного человека - Homo totus.



(Ierakstīt jaunu komentāru)

Neesi iežurnalējies. Iežurnalēties?