Зинаида Нанаева мечтала стать шофёром с детства. До войны работала на грузовиках, во время войны развозила воду. Водопровод был разрушен. Лавируя между руин, подбитой бронетехникой, она развозила воду в дом престарелых, в церковь, в 9–ю городскую и туберкулезную больницы.
— На улицах лежали обезображенные трупы, выли собаки, кругом все дымилось. Все равно садилась на машину и ехала. Люди ждали воду. Старики и инвалиды из дома престарелых жили в подвале, ели муку, разведенную водой. Помню, ко мне навстречу все время выходил психически больной парень в обгорелой фуфайке, я ему по два–три куска сахара привозила.
Зину до сих пор вспоминают добрым словом прихожане православного храма в Грозном. Для детей–сирот, что жили при церкви, она, рискуя жизнью, привозила дрова и воду.
— Приехала первый раз в церковь, там ворота узкие, во двор, где стояла бочка для воды, никак не заедешь. Женщины и священнослужители раньше ведрами воду заливали. Я решила сдать машину задом. Ювелирно вписалась цистерной в ворота. Потом присоединила шланг, включила насос, закачала воду... Уезжая из церкви, увидела в зеркало, как батюшка, выйдя на дорогу, крестит вслед мою машину.
Зимой 1995 была остановлена военными, которые из–за рабочей камуфлированной одежды подозревали в ней боевика–снайпершу. Случайно ехавший мимо полковник, удостоверившись с помощью ехавшего вместе с ним пророссийского чеченца–знакомого Нанаевой, что она действительно водитель, рекомендовал её в МЧС.
Работаю по–прежнему в региональном отделении МЧС, перевозок хватает. Иной раз в десятом часу вечера домой прихожу. «КамАЗ» выкупила по остаточной стоимости. Оба скрипим, но работаем.. Получаем гроши. У меня, например, зарплата 14 150 рублей. Я в МЧС работаю с 1995 года, имею 43 года водительского стажа, — говорит Зина. — Пенсия — 11 тысяч с копейками, плюс — 2225 руб. «боевых». Как на эти деньги жить и жилье восстанавливать?
Судьба Нанаевой обычна. До сих пор живет в Грозном разрушенном доме. Компенсация за утраченное жилье ей только снится. Будучи больной сахарным диабетом, Зина никак не может без взятки получить инвалидность.
Еще в 2003 году подала документы на выплату компенсаций за разрушенное жилье. Комиссия несколько раз приходила, все записали, посмотрели. Однажды предложили: «50 на 50», то есть на бумагах получу одну сумму, а на руки — только половину.. Теперь вообще сказали, что выплачивать ничего не будут.
Муж Нанаевой умер, жена сына уехала к себе в горное село, затем сын с двумя детьми женился на русской и перебрался в Омск. Нанаева одна воспитывает третьго, старшего внука, названного Шойгу — в честь министра МЧС. Возможно, статья в газете ей поможет.