18. Jun 2012 13:45 Ложь или стыд?
http://kirulya.livejournal.com/3295314.html Как-то я написала, что наша цивилизация зиждится на лжи, поэтому говорить правду чревато. Но это только один столп. Второй - это стыд. Мы живем в атмосфере стыда. Мы стыдимся всего, что в нас есть подлинного: стыдимся самих себя, своих родственников, своих доходов, своего произношения, своих взглядов, своего жизненного опыта точно так же, как мы стыдимся своего обнаженного тела. Это сказал Бернард Шоу, и за сто лет ничего не изменилось, только ухудшилось.
Сейчас стыдно все! Жить в плохом районе или с мамой. Потерять работу, иметь лишний вес. Быть замужем за неудачником, или вообще не быть замужем. Не родить ребенка или родить обыкновенного, учащегося на тройки. Стыдно иметь подержанную машину и член меньше 13-ти см. Стыдно не иметь любовника, и стыдно иметь бесплатного любовника.
И еще - очень стыдно быть старым. Над старостью смеются, ее презирают, и все меньше и меньше празднуют дни рождения. Старый поэт, старый любовник, старый певец и старый конь никуда не годятся. Это не мое мнение - Вольтера. Как это не похоже на "старый конь борозды не портит".
Люди с отсутствием наносного стыда вызывают в лучшем случае восхищение, в худшем - яростную ненависть. Как же так, мне стыдно, что моя зарплата всего Х тугриков, а у него меньше, и он открыто об этом говорит. У меня целлюлит, я стыжусь этого, и не хожу на пляж, а она носит мини-юбки, имея кожу как апельсиновая кожура. Почему ей можно?
Подлинный стыд должен быть один - когда отсутствует совесть. Но тут противоречие: его нет, если нет совести. А все остальное - от лукавого: современный стыд - это несоответствие стандартам, которое приняло большинство. Стандарты навязанные и от этого невыносимые. Достичь их трудно, а соответствовать - еще труднее. Вот людей и сжигает стыд.
Признаться в том, что тебя гложет стыд, практически невозможно. Человек боится ощутить себя парией и быть выброшенным на обочину общества. И поэтому сложно понять, что надо любить себя таким, как ты есть, и бояться не стыда, а отсутствия совести. ir doma |